О театре Труппа Репертуар Афиша Видео Пресса

Люди как люди «Арзамасские новости» №87 (3964) от 17 октября.

Глубинные смыслы классики

Новый театральный сезон в театре драмы стартует в сентябре под знаком 150-летия М. Горького. Уже в сентябре зрителей ждет многообещающая премьера – спектакль по его пьесе «Зыковы», для работы над которым приглашен молодой режиссер-постановщик из Санкт-Петербурга А. Иванов.

В нашем городе к Горькому особое отношение – он жил здесь, пусть и не по своей воле, он ходил по нашим улицам, он продолжал творить в арзамасской ссылке 1902 года. Здесь он завершил пьесу «На дне» и начал работу над «Дачниками», а сделанные в Арзамасе наброски позднее были использованы в ряде произведений писателя.

Горький по-арзамасски

Творческие искания нашего театра драмы во многом связаны с драматургией М. Горького. В первый же театральный сезон 1943-1944 года была показана «Васса Железнова», и эта пьеса о трагедии сильной женщины со сложной судьбой ставилась здесь неоднократно. На арзамасских подмостках с успехом шли и другие спектакли по произведениям М. Горького: «Последние» (сезон 1972-1973 гг.), «Старик» (сезон 1988-1989 гг.), «Неоконченная пьеса о любви в двух частях» по пьесе «Яков Богомолов» (сезон 1991-1992 гг.)

К юбилею великого писателя было решено поставить спектакль по пьесе «Зыковы», роли которого отлично раскладываются по труппе, а это немаловажный момент. Столичная сцена «Зыковых» не особенно жаловала, редкое исключение – успешный спектакль «Люди как люди», поставленный по этой пьесе в 2011 году в театре им. Е. Вахтангова. Тем интереснее этот неизбитый материал, и вскоре мы увидим спектакль по пьесе, центральная идея которой сводится к реплике одного из персонажей: «Образовалось смятение понятий, когда никто не знает, где его место».

В духе Серебряного века

Александр Иванов, которого пригласили ставить спектакль, работает режиссером-постановщиком в «Театре дождей» в Санкт-Петербурге. Александр еще достаточно молод, однако успел получить два образования – в санкт-петербургском университете культуры и в киношколе под руководством режиссера и сценариста К. Лопушанского.

В прошедшем сезоне в «Театре дождей» у А. Иванова вышла очень сложная постановка «На берегах Невы» по мемуарам И. Одоевцевой. Это любимая ученица Н. Гумилева, жена Г. Иванова, – мемуары посвящены именно видным деятелям культуры Серебряного века, она и сама была активной участницей различных литературных кружков. Александру как постановщику пришлось самому создавать сценический текст того спектакля, эстетика Серебряного века очень близка ему, он проникся духом того времени. Поэтому он с энтузиазмом отнесся к предложению поставить «Зыковых» - пьесу, написанную Горьким в 1912 году.

Сложный период нашей истории становится фоном, на котором разворачивается драма одной семьи, рассмотренная во всех ее нюансах. На сцене не будет ни модернизации текста, ни переноса действия в современность, однако зрителя удивит необычная сценография, превращающая сцену в некий обобщающий символ семейного древа.


Макет оформления сцены...

... и эскизы костюмов.

Один раз увидеть

Художником-постановщиком стала Е. Егорова, также из Северной Пальмиры. Елизавета отнеслась к этой работе со всей серьезностью и увлеченностью. Творческий тандем питерцев стремится вызвать у зрителей различные ассоциации, дать почву для размышлений. Постановщики считают, что театр нельзя однозначно трактовать как место для отдыха и развлечения. По их мнению, это храм искусства, где должна совершаться большая работа души и разума.

— Театральный отдых, конечно, имеет законное право на существование, но все-таки Максим Горький — автор другого порядка, он говорил о реалиях жизни, — считает художник-постановщик. — Мы с режиссером очень много рассуждали над главной проблематикой, сквозными темами пьесы, которые очень четко перекликаются с современностью. Невозможно поставить «Зыковых» буквально, получится просто история о небольшой семье, в которой происходят «локальные» конфликты. На самом же деле там столько глубинных смыслов!

Когда в театре ставят классику, всегда возникает вопрос – а в чем актуальность выбранной пьесы? М. Горький вслед за А. Чеховым хотел, чтобы на сцене люди узнавали себя, и главная линия центрального персонажа не потеряет злободневности, видимо, никогда: это поиск себя. Открывается этот смысловой пласт не сразу, но так как зритель приходит на спектакль лишь один раз, то его создатели попытаются максимально раскрыть перед залом всю глубину авторского замысла. Питерский режиссер-постановщик говорит, что попал в Арзамас по цепочке случайностей. Однако всякий случай может стать счастливым, если им правильно распорядиться. Репетиции идут уже месяц, и в нашем театре уверены, что новый спектакль вызовет большой интерес как у взрослых, так и у юных зрителей.

Режиссер-постановщик А. Иванов:
— В Арзамасе очень хорошая профессиональная труппа. Актеры всегда в работе, занимаются вокалом, хореографией, играют в разноплановых спектаклях, умеют быстро перестраиваться с детских историй на вечерний репертуар, и это делает им честь. Мы с артистами ведем продуктивный диалог, я всегда готов принять их идеи и предложения по поиску образа.
Т. Приходченко.
Фото М. Демянко.
«Арзамасские новости» №53 (3930) от 30 июня.
На столичных подмостках «Арзамасские новости» №44 (3921) от 2 июня.
Под занавес «Арзамасские новости» №43 (3920) от 30 мая.

Арзамасский театр драмы награжден архиерейской грамотой за постановку спектакля «Исповедь» к 150-летнему юбилею Патриарха Сергия (Страгородского)

18 мая после богослужения в Спасо-Преображенском мужском монастыре города Арзамаса митрополит Георгий встретился с директором Арзамасского театра драмы Мариной Швецовой и главным режиссером театра заслуженным артистом Карелии Аманом Кулиевым — постановщиком спектакля «Исповедь». Спектакль посвящен 150-летию со дня рождения уроженца Арзамаса — Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского). Премьера состоялась 16 марта.

Митрополит Георгий побеседовал с руководителями театра, пожелал творческих успехов и вручил архиерейскую грамоту в благословение за усердные труды во славу Святой Матери Церкви.

Светлана Акимова
«Сайт Нижегородской митрополии» от 18 мая
Фотогалерея

Митрополит Георгий побывал на спектакле Арзамасского театра драмы «Исповедь»

12 мая участники круглого стола «Церковно-научная деятельность Патриарха Сергия (Страгородского) в дореволюционный период» во главе с митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием посмотрели постановку Арзамасского театра драмы «Исповедь». Спектакль посвящен 150-летию со дня рождения уроженца города Арзамаса Патриарха Сергия.

Среди многочисленных зрителей присутствовали руководитель отдела культуры Нижегородской епархии протоиерей Михаил Сторонкин, благочинный Арзамаса иерей Илия Трушкин, благочинный Арзамасского района протоиерей Игорь Медведев, мэр Арзамаса Михаил Мухин, председатель городской думы Игорь Плотичкин.

В приветственном слове к собравшимся в зрительном зале глава Нижегородской митрополии поблагодарил администрацию города за инициативу, а главного режиссера театра Амана Кулиева — за реализацию замысла рассказать на языке драматургии о личности Патриарха Сергия и его непростом времени.

«На долю Патриарха Сергия выпали годы тяжелейшего противостояния вере Христовой. Это личность, несомненно, яркая. Необходимо снова и снова обращаться к его трудам, цитировать и продолжать диалог на эту тему», — сказал архипастырь.

Марина Дружкова
«Сайт Нижегородской митрополии» от 12 мая
Фотогалерея
Марина Швецова: «В малых городах репертуар должен меняться чаще» «Единый Арзамас» №2 от 30 апреля.
Приглашаем в театр! «Новатор» №14 от 14 апреля.
Исповедь «Арзамасские ведомости» № 13 (1964) от 30 марта.

В Арзамасе состоялась премьера спектакля, посвященного Патриарху Сергию (Страгородскому)

16 марта в Арзамасском театре драмы состоялась премьера спектакля «Исповедь», посвященного 150-летию со дня рождения Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского). Постановка создана по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия главным режиссером театра заслуженным артистом Карелии Аманом Кулиевым. Сценарист — арзамасский краевед, публицист, член Союза писателей и Союза журналистов России, автор книг и публикаций о Святейшем Патриархе Сергии Вячеслав Панкратов.

На премьере присутствовали министр культуры Нижегородской области Сергей Горин, помощник руководителя отдела культуры Нижегородской епархии иерей Филипп Измайлов, благочинный Арзамаса иерей Илия Трушкин, духовенство и сотрудники благочиний города и Арзамасского района, представители городской администрации. «Скромный труд нашего театра мы посвящаем Патриарху Сергию (Страгородскому), который родился на арзамасской земле и возглавил в самый сложный период нашей истории Русскую Православную Церковь», — сказал перед началом спектакля Аман Кулиев.

Уроженец Арзамаса Святейший Патриарх Сергий — яркая выдающаяся личность в истории нашего государства и Церкви советского периода. Его жизненный путь — путь скорби и страданий — был очень непростым и тернистым. Ценой своей жертвенности, он, став во главе Русской Церкви в переломные годы жестокого и кровавого ХХ века, предпринял все от него зависящее, чтобы сохранить ее.

Зрители с восторгом приветствовали постановку.

«Личность Патриарха Сергия (Страгородского) очень велика и масштабна, — отметила, выступая после премьеры, директор департамента культуры администрации города Татьяна Ильченко. — Он умел перешагнуть через свои личные страдания, чтобы сохранить нашу Русскую Православную Церковь».

Сценариста, режиссера, актеров за их труд поблагодарил иерей Филипп Измайлов. «Тема спектакля — необычайно сложная, — подчеркнул отец Филипп. — Нелегко было показать сильную волевую личность Патриарха Сергия, те сложные решения, которые ему приходилось принимать, заботясь не о своем имени, а о Церкви, о своей пастве. Эта постановка для нас важна тем, что мы еще раз осмысливаем уроки прошедшего столетия, задумываемся, что же тогда произошло».

Николай Жидков.
«Сайт благочиния города Арзамаса Нижегородской епархии» от 17 марта

Арзамас. Ромео и Джульетта в окружении чудовищ

«Ромео и Джульетта» - спектакль Арзамасского театра драмы, который радует зрителя вот уже второй год. Шекспир - один из самых популярных драматургов и по сей день, поэтому многие созданные им образы стали хрестоматийными. За многие века пьеса «Ромео и Джульетта» превратилась в некий ассоциативный код, в определенный набор штампов, в обязательную программу для актеров и режиссеров. Очень трудно внести что-то новое в известную историю любви.

В целом постановка главного режиссера Арзамасского театра драмы, заслуженного артиста Карелии Амана Кулиева смотрится так, словно ее показали актеры, которых когда-то Гамлет попросил сыграть свою пьесу «Мышеловка». Однако за внешним шутовством, за средневековым балаганом скрыта мощная нравственная проблема, связанная с поиском человеческого в человеке. Отсылка к «Гамлету» очевидна и в сцене смерти Меркуцио, когда он перед поединком с Тибальдом играет черепом.

В случае со спектаклем Амана Кулиева именно живопись известного и очень сложного испанского художника Франсиско Гойи помогает погрузиться в действие, становясь интерпретационным шифром всей постановки. Ассоциация с творчеством Гойи объясняется не только художественным колоритом картин, но и огромной силой, с которой он смог показать свое время и увидеть будущее. Самым знаменитым стал офорт № 43 с символическим названием «Сон разума рождает чудовищ», который прочитывается уже в сценографии спектакля. Пока ум спит, этот сон приносит миру огромные бедствия, поэтому так неслучайно Меркуцио вспоминает королеву сновидений - Мэб. Сон разума, о котором заявил Гойя, создает в спектакле особую атмосферу абсурда и кошмара, тень которого превращает жизнь в балаган, что так зримо представлен и на офортах цикла «Капричос». Более того, пока спит и бездействует человеческий разум, бодрствует его противник - жестокость, переделывая мир по своему подобию, попирая все человеческое в людях, а их самих превращая в ужасные уродливые существа, словно сошедшие с мрачных полотен испанского художника. А чтобы разум снова пробудился, он должен испытать потрясение прекрасным. В этом смысле Гойя не только отличный живописец, но и мыслитель. Такую же позицию занимает и режиссер-постановщик спектакля, потрясая то карикатурностью и жестокостью сильных мира сего, то злостью и невежеством их слуг. Люди потеряли человеческий облик, их лица наполовину стираются, наполовину превращаются в уродливые маски.

Спектакль оказывается сильнейшим моральным вызовом публике, поскольку иллюстрирует человеческие пороки, чтобы вызвать эмоциональный отклик в сердце зрителя, с целью пробудить его разум ото сна.

Манера Гойи ощутима не только в оформлении сцены, где усилен контраст света и тени, показана дисгармония постепенного ослабления ярких пятен, но и в костюмах, которые заставляют зрителя сознательно не учитывать второстепенные детали, пренебрегать внешними аксессуарами (масок множестов), не обращать внимания иногда даже на общий фон, чтобы главный эффект прозвучал во всю свою силу (художник-постановщик Владимир Дубровский).

В нервном рисунке спектакля, который отличается особой выразительностью и живописностью, все движется. Очень резкими линиями мимики и пластики арзамасские актеры сумели достигнуть удивительных эффектов. Даже освещение сцены пропускает все единичное, сосредоточиваясь на немногих пунктах, выступающих из темноты глубоких теней декораций.

Спектакль выдержан в мрачном колорите Гойи - это грязно-желтый, охристо-черный: цвета, которые словно проводят видимую границу между Светом и Тьмой, между этим светом и тем... Ад словно спустился на землю и даже проник в человека.

Рисунок каждой роли оригинален.Движение всегда точно схвачено, сильно и ярко передано. При этом производимое впечатление правдиво. По ходу действия зритель, сначала рассматривающий персонажей как толпу, понемногу начинает вглядываться и различать лица. Позднее зритель все больше проникает в суть героя и осознает то, что до этого было скрыто. Таким образом весь спектакль строится как процесс усиления оптики, увеличения масштаба: от общего к частному, к фрагменту, к очень личным переживаниям и обратно (в целое, в глобальное обобщение). Такая эволюция в зрительском восприятии последовательно меняет и приемы актерской игры: она становится все более экспрессивной, что ярко отражается в образе Тибальда (Михаил Быстров) и Меркуцио (Елена Лупачева). Надо сказать, что очень неожиданным было увидеть в роли Меркуцио женщину. Мир зла деформирует прежде всего натуры поэтические: это некая материализация кошмарных метафор Гойи. Пластика актрисы подчеркнуто мужская, грубая, поэтому зритель не сразу узнает в ней женское, что усиливает восприятие этого образа и обостряет противоречие между Меркуцио и Ромео. Снова контраст, снова игра света и тени, но только в образах.

Среди угловатых человеческих фигур особняком (даже в сценическом рисунке) представлены образы Лоренцо (Михаил Денисов) и Кормилицы (Наталья Тешина). Фактически, это те люди, благодаря которым Ромео и Джульетта соединились.

Однако в среде, пропитанной злобой, когда даже пустяк является поводом для драки и кровопролития, неожиданно появляется прекрасный цветок светлой любви, пренебрегающий долгой родовой враждой. И вот наконец пронзительно яркий луч света, когда на сцене проявляются Ромео (Михаил Польдяев), а потом и Джульетта (Елена Быстрова). Их бытие - это господство и сияние исключительной белизны, потрясающая красота человеческого лица среди уродливых масок. Идею чистоты усиливают и образы двух белых голубей, которых приносит на сцену Ромео: они становятся символами этих двух юных душ, сопровождая каждое появление влюбленных. В финале, над трупами героев, их выпускают в зрительный зал.

Режиссерской находкой представляется и появление в начале и в конце спектакля детей - маленьких Ромео и Джульетты, которые тянутся друг к другу и воссоединяются в заключительной сцене, взявшись за руки.

Важно отметить, что настроение и ритм задает спектаклю средневековая хореография, имеющая свой сюжетный рисунок, определяя внутреннюю линию развития персонажей, передавая весь спектр их невысказанных мыслей и настроений (балетмейстер-постановщик Галина Удот). Это мареска, начинающая бал и пунктирными ритмами (например, щелчок, окрик, звук колокольчика и т.д.) определяющая движение сюжета; альманда, представляющая величавое шествие пар, каждая из которых со своей особой историей, своими отношениями. Средневековье сохранило много историй об одержимости танцем, что сумели передать актеры Арзамасского театра драмы и заразить этой дикой энергией ритма и пластикой зрителей. Особым поворотным пунктом спектакля является и танец смерти, тоже получивший свое развитие в Средние века, а в постановке Амана Кулиева обретший символическое значение, уравнивая всех людей перед лицом смерти. Поразительно, как маски деформировались во время танца: отпадали носы, искажались от страха лица. Известно, что в Мантуе, куда был сослан Ромео, свирепствовала чума. Не случайны черепа - лейтмотивный образ всей постановки, постоянно отсылающие к мысли о смерти.

«Сон разума рождает чудовищ». А вот постановка «Ромео и Джульетта», увиденная сквозь призму живописи Франсиско Гойи, оказывается своего рода зеркалом, которое позволяет посмотреть и на хрестоматийную, всем известную историю, и на себя, и на мир вокруг другими глазами, заставляя проснуться.

Валеева Елена.
«Страстной бульвар,10» Выпуск №6-196/2017.
От Иоанна до Сергия

Театр драмы готовит премьерный показ спектакля, посвященного 150-летию со дня рождения патриарха Сергия (Страгородского).

Это событие стало поводом для встречи главного режиссера А. Кулиева с учащимися и педагогами православной гимназии. Мероприятие прошло в формате «круглого стола». Премьера спектакля «Исповедь» планируется в ближайшее время и обещает стать захватывающим. Это поняли все присутствующие – ведь речь идет о знаковой личности, которую нам и будущим поколениям еще предстоит осознать и оценить.

Сценарий написал арзамасский краевед В. Панкратов, автор книги «Жребий пастыря», а вот консультантами выступили представители Нижегородской духовной семинарии. - Чтобы передать дух времени, в которое жил наш земляк, чтобы понять его подвиг, мы изучили огромное количество литературы, архивных документов, - сказал А. Кулиев. – С одной стороны, мы увидели очень тяжелые для восприятия факты, с другой – без них нельзя донести всю правду. Лично меня в этом человеке волнует дилемма, которую ему пришлось решать – уехать за границу или остаться в мятежном (в отношении веры) Советском Союзе и спасать Русскую православную церковь. Он выбрал второе.

И хотя главный режиссер не стал раскрывать все секреты будущего спектакля, некоторыми моментами он все-таки поделился. По его словам, со сцены зритель услышит красивые песнопения в исполнении артистов, увидит видеоряд с кадрами о годах богоборчества, а сам спектакль начнется со сцены, когда маленький Ваня (так звали до принятия монашества первосвятителя) убежал от матери, залез на дерево и та его вопрошает за такую шалость: «И кем ты только станешь?» На что сын (по свидетельству сестры) ответил: «Архиереем…». И он стал – патриархом Сергием.

Е. Малыгина
«Арзамасские новости» № 10 от 3 февраля.
Необычная елка «Арзамасские ведомости» № 1 (1952) от 5 января.
  МУК «Арзамасский театр драмы» © 2011-2017

Александр
almobile@list.ru

Разработка сайта