В память о поэте «Арзамасские ведомости» № 47 (1894) от 26 ноября.
Так много сверху неба… «Арзамасские новости» № 145 (3747) от 24 ноября.
Профессия обязывает играть все и всех «Арзамасские новости» № 128 (3730) от 15 октября.
В духе Аллена «Арзамасские новости» № 121 (3723) от 29 сентября.
Этот рыжий хулиган «Арзамасские новости» № 71 (3673) от 11 июня.
Сказки покорили и взрослых, и детей.

Семь из одиннадцати спектаклей третьего фестиваля театрального искусства «Что за прелесть эти сказки!» уже увидели юные и взрослые саровчане.

Организаторы рады аншлагам на каждом представлении, гости города восхищены эмоциональностью публики, а зрители в восторге от увиденного.

В четверг яркую динамичную музыкально-цирковую версию «Бременских музыкантов» показал Арзамасский театр драмы. Не меньше чудес ожидается в Художественной галерее: авантюрную историю «У ковчега в восемь» подготовили актеры саровского театра. Вечером на сцене Саровского драматического театра гости из Саранска удивят всех сказкой про молодильные яблоки.

В пятницу днем и утром будут показаны два кукольных представления, а вечером – кульминация фестиваля с церемонией награждения и чемодан-дуэтом «КВАМ»

www.sarov.com от 04 июня 2015г.
Шекспир на арзамасской сцене «Арзамасская правда» №22 от 27 марта.

Александр Юшков: "Наша профессия обязывает играть всё и всех".

Почетное звание Заслуженный артист России присвоено актеру Арзамасского театра драмы Александру Юшкову. Награду вручил во время торжественного приема в нижегородском Кремле глава региона В.П. Шанцев. Так было отмечено полвека служения театру, из которых последние 20 лет отданы Арзамасу.

А начинал свой творческий путь Юшков в 1964 году в Тюмени. Театральная студия при местном театре стала и первой школой: «Мы учились у "стариков". Опытных артистов обязательно ставили к молодым. Такое наставничество было нормой, своего рода "театральной школой"».

Именно «старики» дали Александру Юшкову совет, во многом определивший его дальнейшую творческую биографию: «Они говорили: Саша! Обязательно поезди по другим театрам. Чтобы не остаться навсегда Сашей... У каждого режиссера что-то возьмешь». И «Саша» немало поколесил по Союзу: после Тюмени - на Кавказ, в Армавир, затем на Урал, в Магнитогорск. На Украине, в Кривом Роге в музыкально-драматическом театре даже играл в оперетте, пел и танцевал (пригодилось юношеское увлечение бальными танцами). Далее - Бельцы. И вот здесь, в Молдавии увидел объявление в газете «Советская культура» о том, что в самаркандский русский драматический театр требуются актеры. Решил, что надо побывать и на экзотическом Востоке. Приехал - и остался... на 22 года. Видимо, пришло время проститься с «Сашей». Именно здесь, на самаркандской сцене произошло становление Мастера. «За 20 лет работы в театре, - писала в 1992 году газета "Самаркандский вестник", - им сыграно более 100 ролей. Это Подколесин в "Женитьбе" Гоголя, Дантес в драме А. Глобы "Пушкин", Ломов в водевилях Чехова, Раймонд в "Орлеанской деве" Шиллера, герои многочисленных сказок... Его амплуа - характерный простак. Может, потому, что родился и вырос он в маленькой сибирской деревне и был у матери одиннадцатым сыном-"поскребышем"».

Возможно, так и остался бы артист до конца верен Самарканду, если бы не пришли иные времена: распался Советский Союз, да и больно было видеть, что театр тихо умирает...

Но почему, возвращаясь в Россию, выбрал именно Арзамас? «Тут такая история. Со мной служил когда-то в Армии арзамасец, у меня был его адрес. Получалось, что в Арзамасе, в отличие от других мест, я хотя бы одного человека, но знал!» - вот на этом «сюжете» наш разговор с Александром Петровичем вернулся к дням сегодняшним. Может быть, душа его актерская затосковала по новым местам? «Уехать? А зачем? На репертуар свой я не в обиде, ролями не обделен, взаимопонимание с руководством театра есть. А самое главное - есть ощущение, что ты у себя дома. Это вначале, после крупного областного города с его вычурным и пышным восточным колоритом, нелегко было привыкнуть к Арзамасу. Но сразу же отрадным показалось, что вижу на улицах не наскучившие тюбетейки, а родные открытые русские лица, от которых уже отвык. Иду по спокойным зеленым улочкам - и каждому встречному готов улыбаться».

Пытаюсь вывести нашу беседу все-таки на главную тему: о сценических трудах артиста, о сыгранных и несыгранных ролях, о том, что выстрадала его актерская душа и что вместил репертуарный лист за годы служения на арзамасской сцене. «Главное для меня: артист должен быть неузнаваем, он не имеет права повторяться. Для меня даже маленькая роль увлекательна, интересна с профессиональной точки зрения, потому что в любом характере своя неповторимость». Любимая роль? «Каждая роль - праздник. И в этот момент она самая любимая». Амплуа? «Наша профессия обязывает играть всё и всех». При этих словах мне вдруг вспомнились рассуждения Незнамова из поставленной нашим театром комедии А.Н. Островского «Без вины виноватые»: что есть профессия актера - искусство или ремесло. Незнамов, утверждая, что лишь ремесло, причем, «довольно низкого сорта», конечно же, ерничает. Но проблема, выражаясь современно, очень актуальна. Без овладения ремеслом не может быть и искусства. И справедливо сетует на современную театральную молодежь «старик» Юшков: «Они хотят всего и сразу. И на первое место при выборе театра после училища ставят материальные требования. Первый их вопрос - о зарплате и квартире, а не о репертуаре». Да, современное поколение вряд ли поймет артиста, искренне восклицающего: «Были бы интересные роли - ничего больше не надо. Про горбушку хлеба забываешь». Можно, конечно, посмеяться над чудаком, но вот ведь парадокс: потому Юшков и Мастер, переплавивший ремесло в искусство, что интересную роль за «горбушку хлеба» не продаст. Потому и умеет даже из эпизода, из роли второго плана создать психологически глубокий и выразительный характер. Как, например, в той же комедии Островского «Без вины виноватые», где его Муров стал для меня откровением: артист не обличал персонажа, но при внешней скупости рисунка роли сумел увидеть и выразить глубоко запрятанные за жестокостью боль и страдание. Ну, а характер купца Большова в комедии «Свои люди - сочтемся!» выстроен на таком психологическом нерве, что у зрителя в финальной сцене на глаза наворачиваются слезы. Кстати, творчество великого русского драматурга Александр Юшков постигал еще в Тюмени, сыграв в «Волках и овцах», «Лесе», и уже тогда понял, что «на Островском» артисту нужно учиться в первую очередь. И зрителя воспитывать (или перевоспитывать?) - тоже на классике («Люди стали привыкать к "крови". К жестокости. И это страшно. У театра иная миссия - духовная. К сожалению, порой ставим и на потребу...»)

А. Юшков не любит играть Героев («Мне скучно»), все-таки ближе его таланту и природной стихии роли трагикомического плана. Именно в таких ролях

ему прекрасно удается использовать весь свой богатый арсенал средств смеховой культуры, приемов психологического раскрытия характера и способность к умной импровизации. И еще: все его персонажи несут в себе свет актерского обаяния, они заставляют сопереживать. Поэтому и любит зритель артиста Юшкова, и в театр идет «на Юшкова».

Актер занят практически во всех значимых постановках, при этом как в ролях ключевых, определяющих эстетику спектакля и его идею, так и в ролях второго плана, где артисту мастерски удается в пределах малого игрового пространства создать емкий, запоминающийся образ. В спектакле по пьесе А. Касоны «Деревья умирают стоя» - это яркий, гротескный образ Пастора, а в «Метели» А.С. Пушкина - проникнутый тонким юмором и задушевностью образ Гаврилы Гавриловича. В комедии А.П. Чехова «Вишневый сад», сценическая интерпретация которой стала в 2005 году событием всего нижегородского театрального сезона, он сыграл Гаева, а в премьерном, опять же чеховском, спектакле «Дядя Ваня» - профессора Серебрякова, найдя в бесконечном чеховском подтексте те глубинные смыслы, которые и позволяют увидеть в этих персонажах наших современников.

Александр Петрович так и не назвал в нашей беседе свою самую главную роль из сыгранных в Арзамасе. Но, может быть, это его обаятельный Мультик в недавней премьере - комедии «Вечер» А. Дударева? Я смотрел на сцену и видел, как тонко чувствует своего персонажа артист, как он «купается» в этой роли. И вспомнились слова Александра Петровича, сказанные в одной из наших бесед: «Когда выходишь на сцену, смотришь в глаза партнеру и чувствуешь его без слов - это счастье». Нет, не годами все-таки определяется возраст артиста, а сыгранными ролями, прожитыми и пережитыми чужими судьбами, но без которых и своя собственная потеряла бы смысл. А их, этих ролей (и прожитых жизней), уже, пожалуй, более полутора сотен. Вот вам и истинный возраст артиста Юшкова!

Есть актеры, которые великолепны на сцене, но без грима скучны и неинтересны. Юшков скроен иначе. Он и в миру открыт для общения, являя собой тип прекрасного собеседника: умного, умеющего не только говорить, но и слушать. А для арзамасского зрителя он уже давно и Заслуженный, и Народный.

Кондратьев Борис.
«Страстной бульвар,10» Выпуск №6-176/2015.
На арзамасской сцене — «Ромео и Джульетта» «Арзамасские ведомости» № 7 (1854) от 19 февраля.
Именитые гости «Арзамасские ведомости» № 6 (1853) от 12 февраля.